Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой интегрированную систему мероприятий, направленных на достижение двух ключевых задач. Первая задача заключается в обеспечении защиты персональных данных и информационной инфраструктуры от несанкционированного доступа, кражи информации и модификации конфигурации системы третьими лицами. Вторая задача состоит в предотвращении распространения среди обучающихся любых видов пропаганды, рекламы и иных материалов, запрещенных законодательством.
Информационная безопасность
В целях правового просвещения, повышения уровня правовой грамотности, а также профилактики и противодействия киберпреступлениям, в том числе совершаемым с использованием средств мобильной связи, распространяются социальные видеоролики на следующие темы:
-
«Мошенническая схема «Направление электронных писем, сообщений и звонков от имени различных фондов»
-
«Мошенническая схема «Игра на бирже»
-
«Мошенническая схема «Звонок от сотрудников правоохранительных органов»
-
«Мошенническая схема «Звонок из службы безопасности банка»
Просим вас с вниманием отнестись к информации, представленной в указанных видеороликах, и принять меры для предотвращения возможных случаев мошенничества.
Звонок от сотрудника правоохранительных органов
Звонок из службы безопасности банка
Мошенническая схема "Электронные письма, сообщения и звонки от имени различных фондов"
Детские безопасные сайты
Безопасные сайты для детей:
Госуслуги. Дети - специальный раздел для детей с полезной информацией о цифровой безопасности, правах ребёнка, правилах пользования интернетом.
Урок Цифры - Всероссийский образовательный проект по обучению цифровым навыкам школьников с 1 по 11 класс.
Родителям
Какие же опасности ждут детей в сети интернет?
- Утрата финансовых средств и конфиденциальной информации
- Формирование компьютерной зависимости, включая патологическую склонность к играм
- Риск доступа к нежелательному интернет-контенту и взаимодействие с незнакомыми лицами, которые могут выдавать себя за доверенных субъектов
Советы по безопасности в этом возрасте
- Объясните ребенку, что такое интернет-пространство. Расскажите, что интернет — это прежде всего инструмент для поиска информации и обучения.
- Договоритесь с ребенком о времени, которое он будет проводить в интернете. Для разных возрастов свои нормы: чем старше ребенок, тем больше времени он может проводить онлайн.
- Объясните детям, что в интернете человек может не быть тем, за кого он себя выдает. Двенадцатилетняя девочка из чата в реальности может оказаться сорокалетним мужчиной.
- Расскажите ребенку о мошенничестве в интернете: розыгрышах, лотереях, тестах. Научите его никогда не отправлять СМС без разрешения взрослых, чтобы получить доступ к информации или услугам.
- Объясните детям, что нельзя раскрывать личные данные в интернете. Если сайт требует имя, помогите ребенку придумать псевдоним, который не раскроет никакой личной информации.
- Предупредите ребенка о возможном опасном контенте в интернете: наркотики, порнография, киберунижение и злоумышленники. При встрече с таким контентом ребенок должен сразу рассказать об этом родителям.
- Обсуждайте с детьми их виртуальных друзей. Если ребенок хочет встретиться с Интернет-другом в реальности, он должен обязательно посоветоваться с вами.
Педагогам
ПЕДАГОГАМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Когда мы говорим об информационной безопасности, чаще всего думаем о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но в образовательной среде проблема выходит за рамки: нужно защищать учеников от информации, которая может негативно влиять на их формирование и развитие. Речь идет о пропаганде разного рода.
Что такое информационная безопасность?
Информационная безопасность - это защита информационной системы от случайного или намеренного вмешательства, которое может нанести ущерб владельцам или пользователям данных.
На практике три аспекта информационной безопасности играют ключевую роль:
- Доступность: возможность быстро получить нужную информацию.
- Целостность: актуальность и точность данных, защита от изменений и разрушений.
- Конфиденциальность: предотвращение несанкционированного доступа к информации.
Нарушение доступности, целостности и конфиденциальности данных может произойти из-за различных угроз для компьютерных систем.
Основные угрозы информационной безопасности
Современная информационная система - это сложная структура, состоящая из множества взаимосвязанных компонентов. Каждый из них может быть подвержен внешним воздействиям или выйти из строя.
Компоненты информационной системы можно разделить на несколько групп:
Аппаратные средства: компьютеры, их составные части (процессоры, мониторы, периферийные устройства - принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.).
Программное обеспечение: приобретенные программы, исходные и объектные модули, операционные системы и системные утилиты (компиляторы, компоновщики, диагностические программы и др.).
Данные: временные и постоянные, хранящиеся на дисках, флэшках, в архивах, в виде печатных документов и системных журналов.
Персонал: пользователи, системные администраторы, программисты и другие сотрудники.
Опасные воздействия на информационную систему можно разделить на случайные и преднамеренные. Практика проектирования, производства и использования информационных систем показывает, что они подвержены различным случайным воздействиям на протяжении всего жизненного цикла. Причины таких воздействий при эксплуатации включают:
- стихийные бедствия и отключения электроэнергии;
- технические неисправности и сбои оборудования;
- ошибки в программном обеспечении;
- просчеты сотрудников;
- помехи в каналах связи из-за внешних факторов.
Преднамеренные воздействия - это осознанные действия злоумышленника. Нарушителем может оказаться сотрудник, посетитель, конкурент или наемник. Мотивы таких действий разнообразны:
- недовольство сотрудника своей карьерой;
- получение взятки;
- любопытство;
- конкурентная борьба;
- стремление утвердиться любой ценой.
Рассмотрим гипотетическую модель потенциального нарушителя:
- нарушитель обладает квалификацией разработчика системы;
- нарушителем может быть как посторонний, так и законный пользователь;
- нарушителю известны принципы работы системы;
- нарушитель ищет наиболее уязвимые места в защите.
Несанкционированный доступ — самый частый и разнообразный вид компьютерных нарушений. Он использует любые ошибки в системе защиты и возможен из-за неправильного выбора, установки или настройки средств защиты.
Разделим каналы несанкционированного доступа на три группы:
Через человека:
кража носителей информации;
подглядывание информации с экрана или клавиатуры;
чтение информации из распечаток.
Через программу:
перехват паролей;
дешифровка зашифрованных данных;
копирование информации с носителя.
Через аппаратуру:
использование специальных устройств для доступа к информации;
перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи или сетей электропитания.
Важно обратить внимание на угрозы, с которыми сталкиваются компьютерные сети. Их особенность заключается в том, что компоненты сети распределены в пространстве. Связь между узлами осуществляется физически через сетевые линии и программно через механизм сообщений. Управляющие сообщения и данные передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети уязвимы для удаленных атак. Нарушитель может находиться за тысячи километров, атакуя не только компьютер, но и информацию, передаваемую по сетевым каналам.
Обеспечение информационной безопасности
Создание системы информационной безопасности – задача многогранная. Ее можно разделить на пять уровней:
Законодательный. Законы, нормативные акты, стандарты и другие правовые документы.
Правовая основа для защиты информации:
Морально-этический. Нормы поведения, нарушение которых может нанести ущерб репутации как отдельного человека, так и организации.
Административный. Общие меры, принимаемые руководством. К ним относятся:
- Приказ о назначении ответственного за информационную безопасность.
- Должностные обязанности этого специалиста.
- Перечень информационных ресурсов и баз данных, подлежащих защите.
- Инструкция по предоставлению информации третьим лицам и регулированию доступа сотрудников.
Физический. Механические, электрические и электронные барьеры, препятствующие несанкционированному доступу.
Аппаратно-программный. Электронные устройства и специализированные программы для защиты информации.
Меры по созданию безопасной информационной среды в школе:
Мы обеспечили защиту компьютеров от внешних угроз, таких как вирусы, логические бомбы и хакерские атаки. Контролируем электронную почту, следим за входящей и исходящей корреспонденцией. На персональных ПК установлены пароли. Для фильтрации сайтов используем контент-фильтры.
Все эти меры создают систему защиты от угроз. Специалисты должны понимать принципы ее работы и оперативно реагировать на проблемы. Под защитой находится вся система обработки информации.
Лица, отвечающие за информационную безопасность, несут личную ответственность. Система должна быть протестирована и согласована. Гибкость и эффективность защиты повышаются, если администратор может менять ее параметры.
Рекомендации по организации работы с информационными ресурсами
Перед началом работы необходимо чётко определить цель и сформулировать информационный запрос.
Рекомендуется разработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети интернет, который позволит сократить временные и трудовые затраты.
Следует заранее установить временной лимит (2-3 часа) на работу с информационными ресурсами, включая просмотр телепередач, чтение и использование интернета.
Во время работы необходимо делать перерывы продолжительностью 5-10 минут для предотвращения физического напряжения и снижения зрительной нагрузки.
Необходимо владеть комплексом упражнений для снятия зрительного напряжения и уменьшения физической усталости.
Работа должна осуществляться в хорошо проветриваемом помещении при оптимальном освещении и в эргономичной рабочей позе.
Следует избегать легкомысленного отношения к спам-сообщениям и посещениям потенциально небезопасных веб-сайтов, так как это может привести к риску интернет-преступлений.
При регистрации в социальных сетях не рекомендуется указывать персональные данные, такие как адрес проживания или дата рождения.
Использование персональных данных в логинах и паролях не рекомендуется.
Несоблюдение этих рекомендаций может привести к компрометации учётных записей электронной почты и заражению домашних ПК, что может быть использовано для включения их в бот-сети или кражи банковских данных.
Для обеспечения безопасности информации, хранящейся на компьютере, рекомендуется создать отдельный профиль.
При использовании информации из интернет-источников в учебных или профессиональных целях необходимо проверять её достоверность. Рекомендуется сверять информацию из трёх независимых источников перед принятием решения о её использовании.
О достоверности информации на веб-сайте можно судить по его авторству и репутации.
При размещении информации о себе, своих близких и знакомых в социальных сетях необходимо предварительно получить их согласие.
Не рекомендуется размещать фотографии себя и своих близких в интернете, которые могут вызвать негативные последствия в будущем.
Важно соблюдать нормы этического поведения при общении в интернете, поскольку проявление грубости может спровоцировать аналогичное поведение у других пользователей.
При использовании материалов из информационных источников (книги, периодические издания, интернет) необходимо указывать источник или делать ссылку на него, особенно если материал был переработан.
Методические и справочные материалы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На сайте представлены полезные материала по вопросам цифровой безопасности. Здесь можно найти методические разработки для проведения уроков, а также памятки и рекомендации для родителей по обеспечению безопасного поведения детей в сети.
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонд Развитие Интернет.
- http://www.ligainternet.ru/ Лига безопасного Интернета.
- http://www.nachalka.com/node/950 Видеоролик «Развлечение и безопасность в Интернете»
- http://www.igra-internet.ru/ Интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
- https://media.foxford.ru/articles/zashhita-rebenka-v-internete Кибербезопасность: как защитить ребёнка в интернете


