МБОУ "Ковылкинская СОШ имени Героя Советского Союза Михаила Георгиевича Гуреева"
431350, Республика Мордовия,город Ковылкино, улица Щорса, дом 4, телефон 8(834-53)2-19-39
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой интегрированную систему мероприятий, направленных на достижение двух ключевых задач. Первая задача заключается в обеспечении защиты персональных данных и информационной инфраструктуры от несанкционированного доступа, кражи информации и модификации конфигурации системы третьими лицами. Вторая задача состоит в предотвращении распространения среди обучающихся любых видов пропаганды, рекламы и иных материалов, запрещенных законодательством.

    Внимание! Мошенники! Не дай себя обмануть!

    В целях правового просвещения, повышения уровня правовой грамотности, а также профилактики и противодействия киберпреступлениям, в том числе совершаемым с использованием средств мобильной связи, распространяются социальные видеоролики на следующие темы:

    1. «Мошенническая схема «Направление электронных писем, сообщений и звонков от имени различных фондов»

    2. «Мошенническая схема «Игра на бирже»

    3. «Мошенническая схема «Звонок от сотрудников правоохранительных органов»

    4. «Мошенническая схема «Звонок из службы безопасности банка»

    Просим вас с вниманием отнестись к информации, представленной в указанных видеороликах, и принять меры для предотвращения возможных случаев мошенничества.

    Звонок от сотрудника правоохранительных органов

    Звонок из службы безопасности банка

    Мошенническая схема "Электронные письма, сообщения и звонки от имени различных фондов"

    Мошенническая схема "Игра на бирже"

    Детские безопасные сайты

    Безопасные сайты для детей:

    Госуслуги. Дети - специальный раздел для детей с полезной информацией о цифровой безопасности, правах ребёнка, правилах пользования интернетом.

    Урок Цифры - Всероссийский образовательный проект по обучению цифровым навыкам школьников с 1 по 11 класс.

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети интернет?

    • Утрата финансовых средств и конфиденциальной информации
    • Формирование компьютерной зависимости, включая патологическую склонность к играм
    • Риск доступа к нежелательному интернет-контенту и взаимодействие с незнакомыми лицами, которые могут выдавать себя за доверенных субъектов

    Советы по безопасности в этом возрасте

    1. Объясните ребенку, что такое интернет-пространство. Расскажите, что интернет — это прежде всего инструмент для поиска информации и обучения.
    2. Договоритесь с ребенком о времени, которое он будет проводить в интернете. Для разных возрастов свои нормы: чем старше ребенок, тем больше времени он может проводить онлайн.
    3. Объясните детям, что в интернете человек может не быть тем, за кого он себя выдает. Двенадцатилетняя девочка из чата в реальности может оказаться сорокалетним мужчиной.
    4. Расскажите ребенку о мошенничестве в интернете: розыгрышах, лотереях, тестах. Научите его никогда не отправлять СМС без разрешения взрослых, чтобы получить доступ к информации или услугам.
    5. Объясните детям, что нельзя раскрывать личные данные в интернете. Если сайт требует имя, помогите ребенку придумать псевдоним, который не раскроет никакой личной информации.
    6. Предупредите ребенка о возможном опасном контенте в интернете: наркотики, порнография, киберунижение и злоумышленники. При встрече с таким контентом ребенок должен сразу рассказать об этом родителям.
    7. Обсуждайте с детьми их виртуальных друзей. Если ребенок хочет встретиться с Интернет-другом в реальности, он должен обязательно посоветоваться с вами.

    Педагогам

    ПЕДАГОГАМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

    Когда мы говорим об информационной безопасности, чаще всего думаем о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но в образовательной среде проблема выходит за рамки: нужно защищать учеников от информации, которая может негативно влиять на их формирование и развитие. Речь идет о пропаганде разного рода.

    Что такое информационная безопасность?

    Информационная безопасность - это защита информационной системы от случайного или намеренного вмешательства, которое может нанести ущерб владельцам или пользователям данных.

    На практике три аспекта информационной безопасности играют ключевую роль:

    • Доступность: возможность быстро получить нужную информацию.
    • Целостность: актуальность и точность данных, защита от изменений и разрушений.
    • Конфиденциальность: предотвращение несанкционированного доступа к информации.

    Нарушение доступности, целостности и конфиденциальности данных может произойти из-за различных угроз для компьютерных систем.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система - это сложная структура, состоящая из множества взаимосвязанных компонентов. Каждый из них может быть подвержен внешним воздействиям или выйти из строя.

    Компоненты информационной системы можно разделить на несколько групп:

    1. Аппаратные средства: компьютеры, их составные части (процессоры, мониторы, периферийные устройства - принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.).

    2. Программное обеспечение: приобретенные программы, исходные и объектные модули, операционные системы и системные утилиты (компиляторы, компоновщики, диагностические программы и др.).

    3. Данные: временные и постоянные, хранящиеся на дисках, флэшках, в архивах, в виде печатных документов и системных журналов.

    4. Персонал: пользователи, системные администраторы, программисты и другие сотрудники.

    Опасные воздействия на информационную систему можно разделить на случайные и преднамеренные. Практика проектирования, производства и использования информационных систем показывает, что они подвержены различным случайным воздействиям на протяжении всего жизненного цикла. Причины таких воздействий при эксплуатации включают:

    • стихийные бедствия и отключения электроэнергии;
    • технические неисправности и сбои оборудования;
    • ошибки в программном обеспечении;
    • просчеты сотрудников;
    • помехи в каналах связи из-за внешних факторов.

    Преднамеренные воздействия - это осознанные действия злоумышленника. Нарушителем может оказаться сотрудник, посетитель, конкурент или наемник. Мотивы таких действий разнообразны:

    • недовольство сотрудника своей карьерой;
    • получение взятки;
    • любопытство;
    • конкурентная борьба;
    • стремление утвердиться любой ценой.

    Рассмотрим гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    • нарушитель обладает квалификацией разработчика системы;
    • нарушителем может быть как посторонний, так и законный пользователь;
    • нарушителю известны принципы работы системы;
    • нарушитель ищет наиболее уязвимые места в защите.

    Несанкционированный доступ — самый частый и разнообразный вид компьютерных нарушений. Он использует любые ошибки в системе защиты и возможен из-за неправильного выбора, установки или настройки средств защиты.

    Разделим каналы несанкционированного доступа на три группы:

    1. Через человека:

      • кража носителей информации;

      • подглядывание информации с экрана или клавиатуры;

      • чтение информации из распечаток.

    2. Через программу:

      • перехват паролей;

      • дешифровка зашифрованных данных;

      • копирование информации с носителя.

    3. Через аппаратуру:

      • использование специальных устройств для доступа к информации;

      • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи или сетей электропитания.

    Важно обратить внимание на угрозы, с которыми сталкиваются компьютерные сети. Их особенность заключается в том, что компоненты сети распределены в пространстве. Связь между узлами осуществляется физически через сетевые линии и программно через механизм сообщений. Управляющие сообщения и данные передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети уязвимы для удаленных атак. Нарушитель может находиться за тысячи километров, атакуя не только компьютер, но и информацию, передаваемую по сетевым каналам.

    Обеспечение информационной безопасности

    Создание системы информационной безопасности – задача многогранная. Ее можно разделить на пять уровней:

    Законодательный. Законы, нормативные акты, стандарты и другие правовые документы.

    Правовая основа для защиты информации:

    Морально-этический. Нормы поведения, нарушение которых может нанести ущерб репутации как отдельного человека, так и организации.

    Административный. Общие меры, принимаемые руководством. К ним относятся:

    • Приказ о назначении ответственного за информационную безопасность.
    • Должностные обязанности этого специалиста.
    • Перечень информационных ресурсов и баз данных, подлежащих защите.
    • Инструкция по предоставлению информации третьим лицам и регулированию доступа сотрудников.

    Физический. Механические, электрические и электронные барьеры, препятствующие несанкционированному доступу.

    Аппаратно-программный. Электронные устройства и специализированные программы для защиты информации.

    Меры по созданию безопасной информационной среды в школе:

    Мы обеспечили защиту компьютеров от внешних угроз, таких как вирусы, логические бомбы и хакерские атаки. Контролируем электронную почту, следим за входящей и исходящей корреспонденцией. На персональных ПК установлены пароли. Для фильтрации сайтов используем контент-фильтры.

    Все эти меры создают систему защиты от угроз. Специалисты должны понимать принципы ее работы и оперативно реагировать на проблемы. Под защитой находится вся система обработки информации.

    Лица, отвечающие за информационную безопасность, несут личную ответственность. Система должна быть протестирована и согласована. Гибкость и эффективность защиты повышаются, если администратор может менять ее параметры.

    Рекомендации по организации работы с информационными ресурсами

    1. Перед началом работы необходимо чётко определить цель и сформулировать информационный запрос.

    2. Рекомендуется разработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети интернет, который позволит сократить временные и трудовые затраты.

    3. Следует заранее установить временной лимит (2-3 часа) на работу с информационными ресурсами, включая просмотр телепередач, чтение и использование интернета.

    4. Во время работы необходимо делать перерывы продолжительностью 5-10 минут для предотвращения физического напряжения и снижения зрительной нагрузки.

    5. Необходимо владеть комплексом упражнений для снятия зрительного напряжения и уменьшения физической усталости.

    6. Работа должна осуществляться в хорошо проветриваемом помещении при оптимальном освещении и в эргономичной рабочей позе.

    7. Следует избегать легкомысленного отношения к спам-сообщениям и посещениям потенциально небезопасных веб-сайтов, так как это может привести к риску интернет-преступлений.

    8. При регистрации в социальных сетях не рекомендуется указывать персональные данные, такие как адрес проживания или дата рождения.

    9. Использование персональных данных в логинах и паролях не рекомендуется.

    10. Несоблюдение этих рекомендаций может привести к компрометации учётных записей электронной почты и заражению домашних ПК, что может быть использовано для включения их в бот-сети или кражи банковских данных.

    11. Для обеспечения безопасности информации, хранящейся на компьютере, рекомендуется создать отдельный профиль.

    12. При использовании информации из интернет-источников в учебных или профессиональных целях необходимо проверять её достоверность. Рекомендуется сверять информацию из трёх независимых источников перед принятием решения о её использовании.

    13. О достоверности информации на веб-сайте можно судить по его авторству и репутации.

    14. При размещении информации о себе, своих близких и знакомых в социальных сетях необходимо предварительно получить их согласие.

    15. Не рекомендуется размещать фотографии себя и своих близких в интернете, которые могут вызвать негативные последствия в будущем.

    16. Важно соблюдать нормы этического поведения при общении в интернете, поскольку проявление грубости может спровоцировать аналогичное поведение у других пользователей.

    17. При использовании материалов из информационных источников (книги, периодические издания, интернет) необходимо указывать источник или делать ссылку на него, особенно если материал был переработан.

    Методические и справочные материалы

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Лига безопасного интернета 

    На сайте представлены полезные материала по вопросам цифровой безопасности. Здесь можно найти методические разработки для проведения уроков, а также памятки и рекомендации для родителей по обеспечению безопасного поведения детей в сети.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике